İnsanlara hürriyət, millətlərə istiqlal!

«Нелепые заявления депутатов могут быть связаны с образованием определенного вакуума в управлении»

1144 13.03.2015 15:59 Gündəm A A

О том, почему депутаты парламента «разоткровенничались» в последние дни, куда исчезли глава администрации президента Азербайджана Рамиз Мехтиев и президент России Владимир Путин и о многом другом мы побеседовали главой исследовательского Центра "Восток-Запад" Арастун Оруджлу.

 

— Арастун бей, хочу начать нашу беседу с вопроса относительно высказываний депутатов Хады Раджабли и Фазаиля Агамалы. Первый предложил учителям стать чернорабочими после уроков в школе, а второй – уважать «вора в законе» Ровшана Ленкоранского. Понятное дело, что социальную политику в стране курируют люди, недостаточно владеющие реальной ситуацией в стране. Но почему они прерывают молчание в преддверии парламентских выборов. Пиар ли это?

— Не совсем ясны цели парламентария Раджабли. В Азербайджане существует большое количество учителей, которые, мягко говоря, проживают в достаточно скромных социально-экономических условиях. Председателю парламентского комитета по социальной политике делать подобное заявление просто не подобает. Речь идет о той прослойке общества, которое формирует будущее нации, непосредственно зависящее от уровня ее образованности. И подобные унизительные рекомендации тем, кто при столь сложном положении, продолжает заниматься своей работой, не вписывается ни в какие рамки.

Другой депутат Фазаиль Агамалы связывает криминального авторитета с государственностью, говорит о его верности родине, призывая тем самым всех уважать его. Скорее всего, нелепые заявления людей, представленных в высшем законодательном органе, связаны с образованием определенного вакуума в управлении. Потому что год назад навряд ли какой-либо член парламента или другое официальное лицо могло бы себе позволить говорить самостоятельно что-либо. Все их высказывания четко регламентировались: кому говорить, что говорить. А сейчас мы видим обратную картину, которая наводит на мысль о том, что все-таки ослаб контроль механизме самого режима.

 

— Это связано с отсутствием руководителя Администрацией Президента Рамиза Мехтиева на работе? Он давно не появляется на публике.

— Да, это может быть связано с его отсутствием. А также с внешнеполитическими и экономическими проблемами, с которыми столкнулась страна. Кроме того, это может быть связано с тем, что кто-то решил напомнить о себе перед парламентскими выборами. Хотели как лучше, а получилось как всегда. Но корень проблемы кроется в том, что у этих людей, которые никогда не были самостоятельны в своих оценках, высказываниях, в своих политических взглядах, сейчас появилась такая возможность. Они стали демонстрировать свой реальный потенциал, который, как оказалось, выглядит очень плачевным. Доказательством тому служит реакция медиа и социальных сетей на заявления двух парламентариев.

 

— Но я все-таки, прежде чем спросить вас о загадочном исчезновении российского президента Владимира Путина, хочу задать вопрос: где Мехтиев?

— В основном пока что ходят разговоры о том, что у него возникли проблемы со здоровьем. Он уже не молод, да и работал всегда активно. Возможно, действительно возникли определенные трудности со здоровьем. Что касается борьбы за его место, то определенные контуры этой борьбы видны уже давно. Думаю, постепенно эти контуры станут четко видны.

 

— Каковы перспективы Али Гасанова возглавить Администрацию Президента?

— Судя по тому, что господин Гасанов был недавно назначен помощником президента, мы можем расценить это в качестве определенного намека на то, что он является либо реальным кандидатом, либо же одним из реальных кандидатов на эту должность. Но, думаю, пока что судить об этом рано. Если Рамиз Мехтиев не вернется на работу, то мы узнаем о победителе подковерной борьбы непосредственно от президента.

 

— Недавно депутаты Госдумы также попросили урезать их зарплату в связи с кризисом в России. Разумеется, мы понимаем, что мало кто проживает реально на депутатскую зарплату, но все –таки было бы неплохо, если с подобной инициативой выступили бы и наши парламентарии, не так ли?

— Конечно же, это своеобразный пиар российских депутатов. Снижение зарплат депутатов - это капля в море получается. Не думаю, что в Азербайджане кто-то из депутатов посмел бы выступить с такой инициативой. Властями этот шаг был бы расценен как политическая инициатива, личный пиар, а за подобные инициативы у нас наказывают. Да и вообще, наш парламент не место, где депутаты могли бы выдвигать свои инициативы. Но если реально посмотреть на вещи, то в снижении зарплат депутатов нет никакой нужды. Конечно же, по сравнению с теми же преподавателями, зарплаты депутатов намного выше. Мы тратим 8 млрд. на какие-то непонятные Европейские игры, существует беспредел в системе налогообложения, в таможенной системе; введены административные методы управления экономикой во внутреннем потребительском рынке. От Европейских игр никакой экономической выгоды страна не получит, даже пиар очень слабый. И многие вряд ли верят в то, что наши депутаты живут исключительно на зарплату. На эту зарплату невозможно купить машину стоимостью 150-200 тысяч долларов.

 

— Как считаете, с чем связано загадочное исчезновение Владимира Путина?

— Я всегда считал, что в высших эшелонах российской власти идет внутренняя борьба, которая обострилась за последние два-три года. Ее внешние признаки были практически не видны, но уже сейчас выявляются контуры. Конфликт Россия - Украина, Россия – Запад слегка обнажил эту внутреннюю борьбу. Но все началось с возвращения генерала на пост министра обороны. До Шойгу этот пост занимало гражданское лицо, которое достаточно быстро и явно скомпрометировало себя. И в конечном итоге министром обороны вновь стал военный. Шойгу хоть и не совсем выходец из рядом российской армии, но в любом случае относится к военной системе.

Далее мы стали замечать, как стал расти бюджет российского военного ведомства. Была принята программа о модернизации армии, охватывающая 2014-2020 годы, на реализацию которой было выделено 850 млрд. долларов. Это был определенный сигнал того, что вес российских военных в принятие решений в Кремле стал расти. Естественно, кремлевская олигархия вряд ли добровольно пожертвовала бы такими большими средствами, если бы на то не было серьезных причин. А серьезные причины могли быть вызваны в первую очередь с ростом влияния военных кругов на политику государства, особенно, после прихода Шойгу на пост министра обороны и настроения в обществе. Российское общество не смогло стать демократическим, оно не смогло избавиться от имперских амбиций, которые веками сохранялись в российском общественном мышлении.

Противоречивая ситуация в российской политической жизни стала очевидной с момента начала конфликта в Украине, на который президент Путин шел не охотно, понимая, что может стать ловушкой для России. Он также понимал, что в результате конфликта он может потерять свое влияние внутри своей страны. Вопрос сохранения власти всегда при таких авторитарных режимах является доминирующим. Украинский кризис спровоцировал введение санкций против России, а снижение цен на нефть еще больше повлияло на влияние кремлевской олигархии, способствовало росту шовинистических, националистических настроений в обществе. И я думаю, что развязка этого скрытого конфликта или его переход в открытую фразу произошел после убийства Бориса Немцова. Стало видно, что вызов брошен. После этого Путин очень поспешно мобилизовал свою команду: были вручены награды некоторым представителям своего окружения. Этот шаг можно расценить в качестве попытки Путина мобилизовать своих сторонников. А если это делается, то, значит, он видит какую-то угрозу.

Откуда может исходить угроза? Уж точно не от оппозиционных партий, которые не играют никакой роли в России. Это связано, в первую очередь, с внутренними оппонентами власти – силовиками: есть либеральная группа во главе с премьером Медведевым, есть путинская группировка, есть силовики. Если же проанализировать факты, связанные с поведением силовиков в последние недели, то, видно, что их роль стремительно усиливается. А тема о состоянии здоровья Путина может быть подброшена с целью либо подготовить общественное мнение, либо же самой командой Путина для того, чтобы ввести в заблуждение противников. Но я не думаю, что в российском генералитете не знают, где находится действующий президент. Поэтому остановлюсь на первой версии. Очевидно, что кризис внутренней борьбы достигает своего апогея и в ближайшие месяцы или недели мы станем свидетелями его развязки.

 

— Путин «прервал» молчание своим звонком своему армянскому коллеге. Стало известно, что он посетит Ереван, приняв участие на мероприятии по случаю «годовщины» так называемого «геноцида армян».

— До этого дня еще много времени. Многое может перемениться. Но я не думаю, что Путин посетит Ереван. Информация о его звонке Саргсяну может быть также ложной. Когда он появится перед камерами, тогда уже мы получим ответы на все наши вопросы.

 

— Reuters пишет, что постоянные члены Совбеза ООН начали обсуждение резолюции о снятии санкций с Ирана, которая может оказаться юридически обязательной к исполнению. Как вы оцениваете шансы на успешное завершение атомных переговоров с Ираном?

— Судя по тому, что Иран подключился к борьбе с «Исламским государством» в Ираке с согласия антитеррористической коалиции, есть определенные положительные моменты, которые приведут к результатам. Особенно, попытки премьера Израиля совершить в визит в США, чтобы помешать этому сотрудничеству, говорит о том, что у Вашингтона существуют серьезные намерения развивать отношения с Тегераном. Многое будет зависеть от намерений администрации Обамы, отношения к этому других стран региона, которые являются союзниками США.

 

— Азербайджан вошел в полосу длительного экономического спада. Позволят ли сократившиеся от нефти и газа доходы, удерживать Баку позицию, которая может диктовать военные и мирные вариации развития карабахского урегулирования?

— Прямого влияния это иметь не будет. Но ситуация в мире сегодня очень сложная и, безусловно, новые международные реалии будут оказывать влияние, в том числе и на карабахский конфликт, а также позицию наших властей во внешнеполитических вопросах. Но в силу того, существуют трения между Вашингтоном и Баку, не ясна позиция нашей страны по вопросу вступления в ЕврАзЭС, думать о продвижение разрешения карабахского конфликта в скором времени мне не приходится.

 

Эмиль Мустафаев, minval.az

Bizim partnyorlarımız

XƏBƏR LENTİ

BÜTÜN XƏBƏRLƏR