İnsanlara hürriyət, millətlərə istiqlal!

План «Б» Владимира Путина

1294 03.12.2016 13:45 Siyasət A A


Российский президент Владимир Путин выступил с традиционным ежегодным обращением к Федеральному собранию. Большую часть его он посвятил внутренней социально-экономической ситуации, однако международная часть послания, на которую пришлось всего 10 минут из часовой речи, вызвала наибольшие комментарии как российских, так и зарубежных экспертов. Впрочем, в день оглашения послания в Москве была опубликована и новая Концепция внешней политики России, которая была принята за день до выступления президента.

Первая реакция аналитиков тут и там была единодушной: "Путин ищет друзей". Внешнеполитическая часть послания Владимира Путина действительно выдержана в примирительном тоне и выглядит демонстрацией готовности к сотрудничеству с США - по крайней мере в деле борьбы с международным терроризмом. Это резко контрастирует с посланием прошлого года, которое совпало с конфликтом в отношениях с Турцией после гибели российского летчика и резким ухудшением российско-американских отношений.

В том же духе высказывается и большая американская пресса. "Российский лидер выглядел удивительно сдержанным в момент, который многие считают его триумфом: его популярность растет на вздымающейся в Европе и Америке волне популизма с ее отрицательным отношением к истеблишменту и зачастую положительным - к России", - пишет The New York Times.

Французская Le Figaro вообще предположила, что Путин решил протянуть Западу оливковую ветвь.

Однако в Концепции внешней политики говорится о том, что Москва обещает жестко и асимметрично реагировать на «провокации США», впервые упоминается Сирия и «Исламское государства», а Украина вообще отсутствует в числе приоритетов. Как же увязать это с позитивным посланием, который Путин направил Западу?

Трампу доверяй, но и проверяй

Разумеется, главные ожидания Кремля сейчас связаны с возможным потеплением в российско-американских отношениях после избрания в США "любимого кандидата Путина" - Дональда Трампа. А к кому еще обращаться российскому президенту? На европейском континенте и так все складывается для него как можно лучше без применения каких-либо "специальных мер".

Ведущим кандидатом на кресло в Елисейском дворце является правый политик Франсуа Фийон, который неоднократно в ходе предвыборной кампании делал реверансы в сторону Москвы и обещал снять экономические санкции против России. На выборах в Болгарии и Молдове победили пророссийские политики. В Италии также складывается конъюнктура отнюдь не в пользу наращивания экономического давления на Россию. Президентом Австрии скорее всего будет избран крайне правый Норберт Хофер, который не скрывает своих симпатий к Путину и призывает признать Крым российским. А в Германии слабеют позиции неутомимого критика российских властей Ангелы Меркель. И это на фоне того, что Запад похоже начинает уставать от Украины из-за ее неспособности начать глубокие реформы и остановить масштабную коррупцию.

Так что, остается Трамп. К нему и обращается Путин, который в Георгиевском зале Кремля говорит о своей готовности к сотрудничеству с американской администрацией, о важности "нормализовать и начать развивать двусторонние отношения на равноправной им взаимовыгодной основе", о "взаимодействии России и США в решение глобальных и региональных проблем, об "общей ответственности за обеспечение международной безопасности и стабильности".

Одним словом создается впечатление, что Путин предлагает Америке новую "перезагрузку" и дает понять, что мяч теперь на стороне команды Трампа. Однако сигналы российского президента могут свидетельствовать о неуверенности в том, что отношения с будущим президентом США будут складываться так, как он хочет.

Команда "бешеных псов"

Трамп совершенно непредсказуем; это проявлялось в ходе избирательной кампании и продолжается сейчас, когда он начал формировать свою команду. Создается впечатление, что избранный президент и не намерен создавать эту команду исключительно из единомышленников. Так, например, бывший руководитель Разведывательного управления Министерства обороны США Майкл Флин был номинирован на важную должность помощника президента по национальной безопасности. До этого этот человек неоднократно заявлял о том, что он выступает за новую эру в отношениях с Россией. Флин еще до начала кампании "засветился" своим участием в Москве в торжествах по случаю годовщины главной российской пропагандистской машины - телеканала Russia Today. Зачем ему это понадобилось, непонятно. Вероятно, в этом проявилось мастерство "вербовки" Путина, привитое ему в КГБ, но российский президент не раскрывает своих секретов.

Однако вполне возможно, что Флин просто хотел идти в фарватере Трампа, который, как известно, также заявлял о своем желании улучшить отношения с Путиным. К тому же декларации о "новой эре" ни к чему не обязывают. А вот и еще одна любопытная декларация Флина. Так, с избранием Трампа президентом на страницах вашингтонского официоза газеты The Hill Флинн выступил за укрепление союза США с Турцией. Причём сделал это в таких тонах, что у многих в Вашингтоне появились весомые основания увидеть в нём протурецкого политика. Будущий советник по нацбезопасности призвал «привести в порядок внешнюю политику США, признав Турцию приоритетом». На этом он не остановился, отметив, что «нам (американцам) необходимо смотреть на мир с точки зрения перспектив Турции".

Еще больше вопросов вызывают поиски Трампом кандидата на должность нового госсекретаря. Американские СМИ склоняются к мысли о том, что ведущим кандидатом является бывший претендент на пост президента США Митт Ромни. Тот самый Ромни, который еще до начала кризиса на Украине и вступления России в сирийский конфликт на стороне Башара Асада называл Россию "главным геополитическим врагом" США. Только что было объявлено: Трамп и Ромни поужинали в ресторане "Башни Трампа " на 5-й авеню в Нью-Йорке и избранный президент был чрезвычайно доволен их общением и обменом мнениями.

Дональд Трамп явно хочет стряхнуть с себя не слишком выгодную ему репутацию enfante terrible и всячески демонстрирует свою лояльность республиканской политической элите.

Ну, а для России это плохая новость. Если Ромни встанет во главе Госдепа, то внешнеполитическое ведомство времен Хиллари Клинтон покажется пансионом благородных девиц, а времен Джона Керри - как ведомство, полностью дружественное Кремлю.

Не внушает оптимизма и назначение кандидатом на пост главы ЦРУ Майкла Помпео. Последний известен, в частности, своим интересом к украинскому кризису. В 2014 году он посетил эту страну и встретился с рядом местных политиков. Вернувшись с Украины в США, Помпео заявил: для того чтобы продемонстрировать поддержку Киеву, «необходимо изменить расчеты Путина и увеличить риски для России по передвижению войск к Киеву».

Трамп также предложил 66-летнему отставному генералу Корпуса морской пехоты Джеймсу Мэттису пост главы Пентагона. Этот кадровый военный по прозвищу «Бешеный пес» считает Россию «хищным» государством и убежден, что «в Крыму и на Украине идет война».

Таким образом, предполагаемая оливковая ветвь, которую Путин якобы протянул Западу и, в частности, Америке может быть отвергнута. И российский президент, которого никто никогда не мог заподозрить в наивности, это прекрасно понимает.

Первый тест - в Сирии

Как считают американские аналитики, новая команда Трампа не будет ставить своей задачей сдерживать Россию на всех возможных фронтах. Но неизбежно первый важный тест того, смогут ли две страны договориться при новом президенте США, пройдет в Сирии.

В последние дни сообщалось, что уходящая администрация Барака Обамы пытается выработать некие принципиальные договоренности с Кремлем по Сирии еще до передачи власти Трампу. Однако есть все основания сомневаться, что это удастся сделать. Тренд нынешней американской команды в отношениях с Россией - нисходящий. Доверия между двумя странами нет никакого. Обама уговаривает Трампа не поддаваться на "голоса сирены" со стороны Москвы. Наконец, у Белого дома просто нет времени, чтобы изменить этот заданный уже давно вектор движения.

А как будет складываться ситуация в Сирии при Трампе? Там для России будет сохраняться множество острых подводных камней. Избранный президент неоднократно заявлял, что его приоритетом является не свержение Асада, а борьба с ИГИЛ. Но даже если он не откажется от этого обещания, то все равно будет оставаться фундаментальное противоречие в стратегиях России и США. Москва намерена, сохранив власть Асада, нанести смертельный удар по террористам в Сирии.

Вашингтон предпочитает бороться с ИГИЛ в Ираке, не бросая в бой своих спецназовцев, а воюя с баз на территории арабских монархий и со своих авианосцев. Однако при таком раскладе в случае военных успехов США большая часть исламистов перейдет в Сирию, что многократно усложнит ситуацию в этой стране. К этому следует добавить противоречия между Россией и США в определении того, кого следует считать умеренной сирийской оппозицией, а кого радикальной. И наконец, еще больше заостряет ситуацию противоречивая позиция Турции, которая то заявляет о своем понимании действий России в Сирии, то объявляет устами своего президента Эрдогана (оторопь в Москве), что ее главной целью является свержение Асада.

Возможно поэтому Путин так мало времени уделил в своем послании Федеральному собранию внешнеполитической ситуации. Не только новый президент Трамп, а и весь мир стал слишком непредсказуемым. Путин не знает, с какими вызовами России предстоит столкнуться уже в будущем году. И вот с одной стороны президент посылает Западу довольно миролюбивое послание, а с другой принимает новую концепцию внешней политики. В ней, например, говорится, что «Россия не приемлет попыток США оказания военного, политического, экономического или иного давления и оставляет за собой право жестко реагировать на недружественные действия, в том числе путем укрепления национальной обороны и принятия зеркальных или асимметричных мер». То есть, на всякий случай у Кремля есть "план Б": "Мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути".

haqqin.az

Bizim partnyorlarımız

XƏBƏR LENTİ

BÜTÜN XƏBƏRLƏR