İnsanlara hürriyət, millətlərə istiqlal!

«Когда азербайджанцы «съедят» резервы, они начнут драпать за границу в поисках куска хлеба»

2828 08.04.2015 16:54 Analitika A A

Политолог Зардушт Ализаде в интервью Minval.Az рассказал о том, почему Азербайджан не выиграет от снятия санкций с Ирана, объяснил, почему Иран станет крупным региональным игроком, а также коснулся будущего страны.

 

– Господин Ализаде, добрый день. Все эти дни я задаю фактически один и тот же вопрос экспертам: как считаете, стал ли мир безопаснее после прорыва, достигнутого на переговорах о ядерной программе Ирана?

– Безусловно. Всегда существовала вероятность, что США и Израиль, опираясь на выдуманный миф об иранской ядерной программе, нанесут удары по ядерным объектам этой страны, а в свою очередь Тегеран ответит ударами Тель-Авиву. Считалось, что может начаться война с массированным применением авиации, артиллерии. А сейчас данная перспектива отодвинута достаточно далеко. У политиков хватило ума, чтобы договориться, хотя Израиль продолжается противостоять данной сделке, но ее попытки обречены на провал. И, кстати сказать, последние совместные операции Саудовской Аравии и Израиля в Йемене – это отчаянная попытка втянуть Иран в некое военное противостояние. А Тегеран на это не пойдет, не случайно этому государству 2500 лет.

 

– Какие теперь цели у Ирана? После того, как страна заполучит со временем экономическую мощь.

– Деньги – это еще не экономическая мощь. Очень много денег у Эр-Рияда, но разве Саудовская Аравия имеет экономическую мощь? Нет. Иран в годы изоляции избрал верный путь – путь развития собственной промышленности, сельского хозяйства, науки, образования. И он стал самообеспечивать себя всем необходимым, превратился в экспортера. Получив же в будущем деньги от эксперта углеводородов, Тегеран сумеет, во-первых, улучшить уровень жизни собственного народа, укрепить национальную валюту и дальше развивать промышленность, науку. А влезать в какие-то зарубежные авантюры Иран не намерен, как, впрочем, этим и не занимался до этого. Когда определенные силы не могли справиться с иранским народом, который хотели истребить, поработить, то обвинили Иран в оказании помощи Хизбалле, ХАМАС. Теперь, когда я слышу о том, что Иран оказывает поддержку хауситам в Йемене, будучи человеком, который бывал в Йемене, мне просто становится смешно. Провинция Саада находится между Саной и Саудовской Аравией, она абсолютно изолировано от моря. У меня возникает вполне простой вопрос: какими путями тогда Иран может поставлять оружие повстанцам Йемена? Это же просто невозможно. Это равносильно тому, что, предположим, Россия поставляет в Гейчайский район Азербайджана вооружение.

Все эти разговоры – часть информационной кампании по очернению Ирана. Да, Тегеран мог бы предоставить идеологическую, информационно поддержку повстанцам в Йемене, но не более того. Аравийский полуостров и так забит до отказа оружием. В свое время говорили, что чеченцам поставляется оружие из Азербайджана и других стран. Но мы знали, что за пол литра водки русский прапорщик мог продать оружие, они продавали ящики с пулями за бутылку водки. В недавнем прошлом в Йемен шла массивная поставка советского вооружения, США часто поставляет вооружение суммой на десятки миллионов долларов Саудовской Аравии и странам Персидского залива. Так что оружия в этом регионе предостаточно, почти все племена вооружены. Плюс ко всему, к борьбе подключился сам диктатор Салех, который имеет поддержку немалой части армии. Начинается серьезная игра и Саудовская Аравия, на мой взгляд, допускает ошибку, что пытается начать наземную операцию. Никогда еще Йемен не был завоеван: ни турки, ни англичане, ни французы не смогли добиться этого. В 1962 году Египет послал войска для поддержки какой-то группы против другой. В итоге египетская армия вынуждена была уйти. Страна обладает сложным рельефом и умелыми бойцами.

 

– Как считаете, Азербайджан выиграет от снятия санкций с Ирана в будущем?

– Разумеется, Азербайджан выиграет от того, что одним очагом напряжения вокруг его границ станет меньше: есть карабахский конфликт, не совсем искренние отношения с Россией, а война с Ираном не была бы нам выгодной. Иранский народ – это братский, мусульманский народ, у нас единая история, культура. Сейчас, когда опасность войны миновала, если бы у нас была бы умная, думающая о народе власть, то получила бы прекрасную возможность развивать экономические отношения с Ираном. Но так как власть у нас иная, думает о том, как продать нефть и газ, а затем деньги положить себе в карман, монополизировала экономику, может лишиться перспектив взаимодействия с Ираном. С другой стороны, после того, как Иран возвратится на нефтяной рынок, сильному влиянию подвергнутся цены на нефть. И таким образом азербайджанская, российская власть и другие страны – паразиты будут испытывать серьезные проблемы.

 

– Как будут развиваться отношения между Баку и Тель-Авивом?

– Наши отношения с Израилем останутся на прежнем уровне. Пока у нас во власти будет режим Алиева, отношения с еврейским государством будут хорошими, потому что имеются взаимные финансовые интересы. Точно также мы продолжим признавать Палестину как независимое государство.

 

– Израиль теперь один, без союзника?

– Я бы так не сказал. Эр-Рияд, к примеру, взаимодействует с Тель-Авивом в операции в Йемене. Азербайджан же не является политическим союзником Израиля. Израиль ведет политику против интересов мусульманского мира, арабских стран. А Азербайджан не выступает против интересов мусульманского мира, стараясь поддерживать дружеские отношения с арабскими странами. Но одновременно враждовать с Израилем Баку не намерен.

 

 Происходят интересные события. Президент Пакистана посещает Баку, далее становится известно, что Исламабад поможет Саудовской Аравии в борьбе с повстанцами Йемена. Президент Алиев внезапно отбывает в Эр-Рияд, а вчера турецкий лидер Эрдоган встречается с Роухани в Тегеране.

– Действия этих стран не направлены против Америки. Все эти страны имеют с Вашингтоном хорошие, союзнические отношения. Саудовская Аравия является главным союзником США, Турция – член НАТО, Пакистан также ориентируется на США в своей внешней политике. Каждая из этих стран преследует свои экономические, геополитические интересы и, совершенно естественно, они общаются и согласовывают свою политику с теми странами, с которыми они могут делать это. Для Турции – это Азербайджан, Иран, для Пакистана – Саудовская Аравия и Азербайджан. Не будет же Исламабад согласовывать свою внешнюю политику с Афганистаном, который полностью является марионеткой США.

 

– Примечательно, что Эрдоган совершает визит в Иран после критики политики этой страны в регионе.

– Хотеть стать лидером региона, президентом, миллионером – не преступление. Что касается разговоров о том, что Иран хочет стать лидером региона, то, что делает для этого Тегеран? Ничего. Спокойно смотрит, как его противники своими действиями возвышают его авторитет и возможности. До оккупации Ирака американской армией, Иран был сильной региональной страной, но после оккупации он стал значительно сильнее, потому что, свергнув Саддама Хусейна, американцы создали возможность для прихода к власти шиитского большинства, которое сразу стало ориентироваться на своих шиитских братьев в Иране. Соответственно, благодаря американцам, Иран стал важным игроком на политической арене Ирака. Вашингтон поддерживает агрессивную политику Израиля, арабские народы не сопротивляются ему, отходят от позиции защиты Палестины под влиянием Запада, тем самым, в качестве источника поддержки справедливой позиции палестинцев остается один Иран. До Ирана эту задачу выполняли Египет, Саудовская Аравия, Катар, а теперь они, благодаря влиянию США, придерживаются иной позиции.

 

– Как считаете, с чем все-таки был вызван внезапный визит Алиева в Саудовскую Аравию? Власти находятся в поиске новых финансовых источников? Я даже дополню вопрос: помните, как после карабахской войны Саудовская Аравия стала нам помогать, помогать беженцам, а в итоге в стране возросло количество ваххабитов?

– Во-первых, Азербайджану финансовые средства не нужны, страна имеет достаточно денег, вкладывает их в европейские страны и так далее. Во-вторых, не всегда помощь Саудовской Аравии оборачивается тем, что усиливается позиция ваххабизма. Их позиции усиливаются в странах, где существуют благоприятные возможности для агитации, отсутствует какая-либо идеология. У нас ее нет. Идеология, которую скармливает правящая элита народу – культ семьи Алиевых – это просто убогая идеология. А свято место пустовать не будет: будут развиваться разные религиозные течения, включая радикальные. Вот в такие моменты Эр-Рияд начинает финансировать своих сторонников, число которых начинает расти. В Азербайджане мусульмане – не идеологические. Кстати, неизвестно, какие проекты могут финансировать арабы у нас. Я не думаю, что эта страна заинтересована в Азербайджане, и вообще способно реализовать какие-то инновационные проекты.

 

– В последнее время отечественные экономисты говорят о том, что резервов становится все меньше. По–вашему мнению, что произойдет, когда мы проедим все резервы?

– Помните начала 90-ых годов?

 

– Смутно, я был тогда ребенком.

– После того, как наши олигархи проедят все запасы, бросятся грызть друг друга, а затем устремят взор на народ, который в итоге обнищает. Наш народ не способен на восстание, установление справедливости. Он не может привести к власти умных людей. И после того, как все резервы будут «съедены», люди просто будут драпать заграницу в поисках куска хлеба. Для нации с таким отношением к жизни, моралью, достоинством, я, при всей любви к нему и глубокому сожалению, никаких перспектив не вижу. Существующая элита абсолютно неадекватна, она неспособна решить задачи, стоящие перед нацией

 

– Баку готовится к проведению 3-его Глобального форума открытого общества. В форуме примут участие свыше 350 политиков, экспертов и государственных деятелей из 75 стран.

– Эти политики ничего о нашей стране не знают. Если власти хотят узнать что-либо, решить проблемы, то пусть соберут представителей гражданского общества и спросят у них о том, какие шаги необходимы для того, чтобы в стране жить стало хорошо: побороть коррупцию, не транжирить деньги на глупости, а вкладывать в наукоемкие производства и тогда в стране начнется развитие. А Олимпиады, Исламиады, Евровидение и так далее – это проекты, рассчитанные на хищение бюджетных средств.

 

– Может, имиджевые?

– Авторитет страны не повысится от того, что к нам приедут европейские певцы, спортсмены, геи. Все измеряется образом жизни народа, доброжелательным отношением людей друг другу, свободной прессой, независимыми судами. Такие страны и уважают. У нас врачи получают 150 манатов, а власти тратят миллиарды на Олимпиаду. Это вызывает просто презрение. Неужели народ настолько несчастен, слаб, что не может защитить свои права? На его глазах разворовывается его же богатство, транжирится миллионы, и никто ничего не может поделать. 25 лет Азербайджан стоит на коленях перед Арменией, умоляя вернуть территории. И этот народ думает, что его будут уважать? Абсолютно нет. Такова судьба. Выбирают глупого, а не умного, подлого, а не порядочного. Это характер народа. На протяжении всей нашей истории мы доводили до самоубийства своих честных, порядочных сыновей, а потом ставили им памятники.

 

Эмиль Мустафаев 

Bizim partnyorlarımız

XƏBƏR LENTİ

BÜTÜN XƏBƏRLƏR